АНАЛИЗ-Дорогая нефть и ослабление рубля грозят РФ подорожанием топлива

© Reuters. Рабочий на Ашальчинском нефтяном месторождении, принадлежащем Татнефти, вблизи Альметьевска

Максим Назаров, Людмила Зараменских

МОСКВА (Рейтер) — Рост мировых цен на нефть в апреле сопровождается ослаблением рубля, и эта ситуация может привести к перераспределению российских потоков нефти и нефтепродуктов в пользу более привлекательного экспорта, а равно и к подорожанию ресурсов внутри страны, считают участники рынка.

Рубль прежде неуклонно следовал за динамикой котировок нефти: российская валюта укреплялась при подорожании сырья и слабела при снижении нефтяных котировок, таким образом компенсируя их колебания и стабилизируя величину экспортного паритета (netback).

При прежней модели подорожавшая нефть, по расчетам Рейтер, должна была бы обеспечить снижение курса доллара до 52 рублей, но сложившиеся в реальности 62 рубля за доллар вместе с дорожающей нефтью подняли прибыльность экспорта углеводородов до абсолютных исторических рекордов.

Экспортёры не замедлили воспользоваться открывшимися возможностями.

«Мы, скорее всего, минимизируем отгрузки (топлива) на внутренний рынок, а по максимуму — на экспорт. Не удивлюсь, если будет дефицит (топлива внутри РФ)», — сказал один из независимых российских переработчиков.

Российская валюта с 6 по 12 апреля подешевела к доллару США на 9,8 процента. Фьючерсные контракты на нефть Brent 26 апреля торговались на уровне $74,45 за баррель против $70,45 за баррель в конце марта.

Причиной ослабления рубля стали новые санкции США в отношении российских бизнесменов, чиновников и компаний, а также обострение ситуации в Сирии.

Российской нефтепереработке в мае потребуется больше сырья с окончанием сезона профилактических работ на заводах, однако компании не намерены отказываться от экспорта: поставки нефти из портов РФ в мае сократятся лишь на 5 процентов относительно плана апреля до 7,84 миллиона тонн — это всего на 12.430 тонн в сутки меньше этого месяца. В то же время выбывающие первичные мощности НПЗ упадут на 0,76 миллиона тонн в мае к апрелю, потребовав дополнительно 28.100 тонн сырья в сутки.

РУБЛЬ В НЕФТИ

Подорожание маркера Brent до максимума с конца 2014 года при одновременном падении курса рубля до 16-месячного минимума привели к тому, что баррель нефти в рублевом выражении достиг в последние недели абсолютного рекорда — в среднем 4.400 рублей против прежних 3.000-3.600 рублей за баррель. Этот ориентир, к которому привык бизнес, позволял участникам рынка представлять, как изменится курс доллара в ответ на колебания стоимости нефти.

Вместе с нефтяным вырос и экспортный паритет для нефтепродуктов.

Согласно данным Рейтер, расчетная величина экспортной альтернативы для бензина А-92 на НПЗ в Европейской части РФ сейчас равна 43,1 рубля за литр, дизельного топлива — 42,2 рубля за литр.

Значения экспортной альтернативы для А-92 на 8 рублей за литр превышают внутренние оптовые цены в центральной России и на 5 рублей за литр — розничные; оптовая и розничная цены на дизтопливо отстают от альтернативы на 4 и 2 рубля за литр соответственно.

В предыдущие два года розничные цены на бензин и дизтопливо, напротив, превышали экспортную альтернативу — в среднем на 3,8 рубля за литр и 7,2 рубля за литр соответственно.

«В этой ситуации нефтяники всеми способами начнут подтягивать внутренние оптовые цены к альтернативе», — считает источник в отрасли.

КАК ПОВЫСИТЬ ЦЕНЫ?

Эффективным способом приблизить оптовую стоимость моторного топлива к экспортному паритету является сокращение продаж на бирже — в этом случае спрос активизируется, разгоняя цены.

У нефтекомпаний есть обязательства по продаже 10 процентов бензина и дизтоплива на бирже, но сейчас они продают больше — около 20 процентов.

Компании также продают нефтепродукты на своих нефтебазах и АЗС, формируя прайс-листы на основе биржевых цен.

Снимая объемы с биржевых торгов, производители сначала подогревают котировки, а затем используют их рост как основание, чтобы повысить стоимость топлива в мелком опте и рознице.

Сейчас оптовые цены уже вплотную приблизились к розничным, и автозаправки вертикально интегрированных нефтекомпаний (ВИНК), а также независимые сети с апреля стали повышать цены, чтобы поддержать рентабельность.

Однако темпы подорожания топлива в рознице несопоставимо скромнее, чем в оптовом звене.

Согласно данным Thomson Reuters Kortes, бензин марки А-92 с конца марта подорожал в Центральном федеральном округе РФ на 35 копеек за литр до 38,15 рубля за литр, дизтопливо — на 54 копейки до 40,31 рубля за литр.

Заметный рост цен на нефтепродукты вряд ли входит в планы правительства, после того как избранный на четвёртый срок президент Владимир Путин пообещал снизить как минимум вдвое уровень бедности в стране.

За повышением розничных цен на нефтепродукты пристально следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), и если их рост сохранит прежние темпы, которые в последние годы оставались довольно устойчивыми, то это будет означать увеличение в среднем на 6-7 процентов в год или приблизительно 2,5-2,7 рубля за литр для бензина. Если же рост окажется в рамках инфляции — в текущем году инфляция прогнозируется на уровне ниже 4 процентов — то в пересчете на литр бензина А-92 повышение должно составить всего около 1,5 рубля.

Цены на партии нефти в поставкой на российский рынок в мае также вслед за экспортной альтернативой достигли исторического максимума — 25.800-26.100 рублей за тонну..

Спотовые цены на сырьё влияют на стоимость нефтепродуктов у независимых НПЗ — основных покупателей сырья на свободном рынке.

«Конечно мы закладываем цену нефти в расчет цен топлива. Экспортно ориентированным заводам легче — они продают за доллары. Мы — на внутреннем (рынке). Поэтому дешевле точно не будет», — сказал источник на небольшом НПЗ в Сибири.

(Редактор Александр Ершов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ 152 РФ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.