Санкции США могут повредить ГАЗу — источники

© Reuters. Логотип ГАЗа на выставке в Москве

Глеб Столяров

НИЖНИЙ НОВГОРОД/МОСКВА (Рейтер) — Санкции США, введенные против Группы ГАЗ, могут обернуться прекращением поставок комплектующих и отпугнуть европейских и американских поставщиков и партнеров, сказали Рейтер два источника, знакомые с ситуацией.

Минфин США 6 апреля ввел санкции в отношении 24 крупнейших российских бизнесменов и чиновников, а также 14 компаний, за «злонамеренные действия» властей РФ по всему миру, включая вмешательство в американские президентские выборы 2016 года — обвинения, которые Москва отвергает.

ГАЗ и его совладелец, миллиардер Олег Дерипаска, оказались в санкционном списке. Расположенный в Нижнем Новгороде ГАЗ обеспечивает работой более 40.00 человек, и на его долю приходится около 15 процентов местной экономики.

Компания, конкурирующая с совместным предприятием Ford Motor Co (NYSE:F). и российской Соллерс (MCX:SVAV), продала в прошлом году 58.617 легких коммерческих автомобилей (LCV). Большинство продаж пришлись на Россию и другие страны бывшего СССР.

Однако два источника, знакомых с ситуацией на заводе, сказали Рейтер, что поставки иностранных комплектующих и контракты с ведущими западными автопроизводителями, включая совместное предприятие с немецким Volkswagen могут пострадать из-за опасений перед сотрудничеством с подсанкционной компанией.

«Положение достаточно сложное… Все валютные операции под вопросом, все контакты с партнерами, которые так или иначе связаны с США, также производство Volkswagen и Skoda под вопросом», — сказал один источник.

Рыночная капитализация ГАЗа с 6 апреля сократилась на треть, или на $360 миллионов, хотя и не так значительно, как у других компаний Дерипаски, таких, как алюминиевый гигант Русал (MCX:RUALRDR), акции которого потеряли почти 60 процентов стоимости.

«Мы находимся в постоянном и конструктивном диалоге с нашими партнерами и работаем над решением текущих задач», — написала представитель ГАЗа в ответ на вопросы Рейтер.

СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В 2011 году Volkswagen договорился о контрактной сборке автомобилей Volkswagen и Skoda на заводе в Нижнем Новгороде. На этих мощностях стоимостью 300 миллионов евро, в которые инвестировал в том числе немецкий партнер, ГАЗ уже выпустил для Volkswagen около 200.000 автомобилей. Сборочный контракт действует до 2025 года.

Источник, знакомый с ситуацией, сказал, что руководство Volkswagen после введения санкций срочно запросило встречу с менеджментом ГАЗа, но результатов ее он не знает.

В декабре прошлого года источники говорили Рейтер, что Volkswagen ведет переговоры о покупке доли в Группе ГАЗ. Помешают ли санкции переговорам, неизвестно, но Volkswagen сообщал, что озабочен возможным влиянием санкций на совместный бизнес с ГАЗом.

Представитель Volkswagen в России отказалсь от комментариев.

По аналогичному контракту ГАЗ собирает на своей площадке автомобили Mercedes Sprinter для немецкого Daimler.

«Мы изучаем возможный эффект от новых санкций США на наш бизнес», — сообщила в ответ на запрос Рейтер представитель Daimler, отказавшись от дальнейших комментариев.

«ОЦЕНИВАЮТ СИТУАЦИЮ»

ГАЗ выпускает самый массовый российский легкий коммерческий автомобиль «Газель» с середины 90-х годов, и по собственной оценке занимает 50-процентную долю на российском рынке LCV и около 70 процентов рынка среднетоннажных грузовиков.

Производство ГАЗа не сильно зависит от импортных комплектующих, однако у него есть европейские поставщики — немецкие, австрийские, чешские, а также из других стран, сказал один из источников.

По его словам, менеджмент ГАЗа опасается, что конвейер предприятия может остановиться в июне из-за перебоев в импортных поставках.

«Там идет давление», — сказал источник об иностранных поставщиках.

Комплектующие для ГАЗа также поставляют российские заводы глобальных компаний, для которых компания — один из клиентов.

Например, ГАЗ — один из покупателей лакокрасочных материалов российской «дочки» немецкого концерна BASF компании БАСФ Восток, которая также поставляет краски для Автоваза (MCX:AVAZ), Ford-Sollers, российских заводов Volkswagen, Nissan, Renault.

Представитель БАСФ Восток ответил в комментарии Рейтер, что компания следит за развитием ситуации с санкциями.

Некоторые комплектующие и материалы поставляют американские компании или их непосредственные партнеры. Например, часть «Газелей» оснащается двигателями американской Cummins (NYSE:CMI), выпущенными на заводе в Китае.

«Обе стороны оценивают ситуацию», — сообщила представитель Cummins в ответ на просьбу Рейтер прокомментировать ситуацию с ГАЗом и отказалась сообщить подробности сотрудничества.

«ГАЗ — ЗА ВАС!»

Владелец ГАЗа Дерипаска приезжал в Нижний Новгород через несколько дней после введения санкций и общался с руководством завода, сказали Рейтер оба источника и несколько работников ГАЗа.

«Есть надежда на то, что поддержка (от государства) будет оказана», — сказал один источник.

Российские чиновники обещали поддержку компаниям, попавшим в санкционный список, хотя конкретные меры пока не предложены.

Санкции пока не встревожили рабочих Группы ГАЗ, с которыми поговорил корреспондент Рейтер.

«Все работает, может быть, через месяц почувствуем (влияние санкций), а пока все у нас в порядке», — сказал 48-летний сотрудник ГАЗа Михаил на выходе из проходной завода в понедельник.

Президент РФ Владимир Путин, избранный на четвертый срок 18 марта, объявил о своем выдвижении в Нижнем Новгороде на встрече с рабочими ГАЗа, которые пообещали ему поддержку и стали скандировать «ГАЗ — за вас!».

«Работаем, все  нормально у нас, стабильно, видите, люди идут довольные с завода», — сказал другой сотрудник ГАЗа, который отказался назвать свое имя.

(При участии Натальи Чумаковой и Полины Девитт. Редактор Дмитрий Антонов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ 152 РФ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.