Last Updated on 2019-05-09 by admin
Компания Uber Technologies ожидает, что цена ее акций в этом первичном публичном размещении будет находится в диапазоне от $44 до $50 за штуку. Компания разместила заявку на листинг обыкновенных акций на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером “UBER”.
- Обзор компании
- Детали IPO Uber
- Использование дохода от IPO
- Конкуренты компании Uber
- Возможности рынка
- Рыночные цели компании
- Преимущества Uber
- Риски компании
- Наша оценка IPO Uber
Обзор компании
Uber Technologies, Inc. — крупнейшая в США райдшеринговая технологическая компания, которая разработала и сопровождает одноименную мобильную платформу с помощью которой пользователь может найти, вызвать и оплатить поездку в такси или другом виде частного извоза. На платформе также реализован ряд других функций, связанных с перевозками.
Фундаментом платформы компании выступает широкая и массивная сеть пользователей, ведущая в отрасли технология, высокое качество работы и навыков разработки продуктов. Все эти элементы, взятые вместе, обеспечивают перевозки из пункта А в пункт Б. На платформе реализованы предложения Personal Mobility, Uber Eats, и Uber Freight — продукты каждого из этих предложений ориентированы на крупные, фрагментированные рынки.
Personal Mobility
Это предложение включает в себя продукты Ridesharing и New Mobility. Ridesharing — это продукт, который сводит пассажиров с водителями, обеспечивающими поездки на различных транспортных средствах, таких как автомобили, моторикши, мотоциклы, микроавтобусы или такси. New Mobility — продукт, который предоставляет пассажирам возможность совершить поездку посредством различных вариантов, в том числе бездоковых электро-велосипедов и электро-скутеров. Компания стремятся обеспечить для каждого доступ на своей платформе к безопасному, надежному, доступному и комфортному способу передвижения в течение нескольких минут после нажатия кнопки. В квартале, предшествовавшем 31 декабря 2018 г., среднее время ожидания пассажира, которого должен забрать водитель, составляло пять минут. Кроме обеспечения пассажиров поездками, платформа компании обеспечивает водителей способами надежного и гибкого заработка.
Стремительный рост и масштаб продукта Ridesharing, объем выручки которого дает практически все поступления от предложения Personal Mobility, наглядно демонстрирует перспективы компании на рынке:
- Выручка от Ridesharing выросла с $3,5 млрд в 2016 г. до $9,2 млрд в 2018 г.
- Валовая выручка (до выплаты причитающейся доли водителям) от Ridesharing выросла с $18,8 млрд в 2016 г. до $41,5 млрд в 2018 г.
- В 2018 г. пассажиры проехали расстояние приблизительно в 26 млрд миль посредством платформы компании.
Uber Eats
Предложение Uber Eats позволяет потребителям искать и обнаруживать местные рестораны, заказывать еду онлайн одним касанием и гарантирует надежную и быструю доставку еды. Компания запустила приложение Uber Eats чуть более трех лет назад и убеждена, что с тех пор Uber Eats стала крупнейшей по показателю валовой выручки в мире платформой по доставке еды за пределами Китая. Компания полагает, что благодаря ее масштабу, Uber Eats может похвастать более скорым средним временем доставки, чем у конкурентов. В квартале, завершившимся 31 декабря 2018 г., среднее время доставки составило приблизительно 30 минут. Компания убеждена, что Uber Eats не только задействует имеющихся в ее сети водителей, но и увеличивает их количество драйверов. Например, благодаря Uber Eats водители Ridesharing могут повысить свой заработок получив доступ к дополнительному спросу на поездки в «мертвое» для пассажирских перевозок время. Uber Eats также расширяет пул доступных водителей, за счет подключения водителей, которые либо не являются водителями Ridesharing, либо не имеют транспортного средства, удовлетворяющего требованиям Ridesharing, обеспечивая для них возможности заработка на доставке еды. В квартале, завершившимся 31 декабря 2018 г. 15 млн из 91 млн ежемесячных активных пользователей платформы заказывали доставку еды с помощью Uber Eats. Таким образом, компания подключилась к доходам широкой сети из 220 тыс. ресторанов, расположенных в более 500 городах по всему миру.
Uber Freight
Компания убеждена, что Uber Freight суждено осуществить революцию в индустрии логистики. Uber Freight задействует патентованные технологии, узнаваемость бренда и опыт уже осуществленной революции в индустрии, чтобы создать прозрачный рынок услуг «по требованию», который беспрепятственно объединит грузоотправителей и перевозчиков.
После запуска Uber Freight в США в мае 2017 года компания успела заключить контракты с более чем 36 тыс. перевозчиков, которые в совокупности имеют в распоряжении более 400 тыс. водителей и обслуживают более 1000 грузоотправителей, в том числе такие транснациональные корпорации как Anheuser-Busch InBev, Niagara, Land O’Lakes, and Colgate-Palmolive. Выручка Uber Freight за квартал, завершившийся 31 декабря 2018 г., выросла до $125 млн.
В марте 2019 г. компания объявила о запуске Uber Freight в Европе. Хотя европейский рынок грузовых перевозок является одним из крупнейших и наиболее развитых в мире, компания убеждена, что европейские грузоотправители и перевозчики испытывают те же проблемы в своей текущей деятельности, что и их коллеги в США.
Синергия внутри платформы Uber
Компания намерена и впредь инвестировать в новые предложения на ее платформе, которые, по их мнению, должны способствовать дальнейшему укреплению платформы и уже существующих предложений и смогут простимулировать не один успешный циклы роста.
Каждое предложение также повышает полезность платформы Uber для ее пользователей, что способствует привлечению новых пользователей и углублению взаимодействия с действующими пользователями. Обе описанные динамики умножают масштаб сети и ее ликвидность, что еще больше повышает полезную ценность платформы компании для ее пользователей. Так, хорошее представление об описываемых процессах дают показатели привлечения новых пользователей продуктом Uber Eats — в квартале, завершившемся 31 декабря 2018 г., 50% пользователей Uber Eats, впервые воспользовавшихся Uber Eats, были новичками в использовании самой платформы Uber. Кроме того, в квартале, завершившемся 31 декабря 2018 г., пользователи, которые задействовали предложения Personal Mobility и Uber Eats, в среднем совершали 11,5 поездок в месяц, в то время как пользователи, которые задействовали лишь одно фирменное предложение в городах, где были на самом деле доступны оба, совершали в среднем лишь 4,9 поездок в месяц. Аналогичным образом, наличие нескольких предложений увеличивает степень вовлеченности водителей.
Мощь платформы Uber можно наглядно продемонстрировать следующими показателями:
- 91 млн ежемесячных активных пользователей было зарегистрировано на платформе в квартале, завершившемся 31 декабря 2018 г.
- 1,5 млрд поездок был осуществлен с помощью платформы компании в квартале, завершившемся 31 декабря 2018 г.
- 3,9 млн водителей было зарегистрировано на платформе компании в квартале, завершившемся 31 декабря 2018 г.
- С 2015 г. водители заработали на платформе компании более $78,2 млрд, а также чаевые в размере $1,2 млрд с тех пор, как в июле 2017 г. была введена возможность посредством приложения оставлять чаевые водителям. В каждом из приведенных случаев конечной точкой отсчета стало 31 декабря 2018 г.
- В 2018 г. компания имела 9% маржи от базовой платформы.
Детали IPO Uber
Это первичное публичное предложение Uber Technologies, Inc., на данный момент не существует публичного рынка для акций компании. Как сообщается в проспекте, Uber предлагает к размещению 180 000 000 обыкновенных акций. Компания ожидает, что цена ее акций в этом первичном публичном размещении будет находится в диапазоне от $44 до $50 за штуку. Компания разместила заявку на листинг обыкновенных акций на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером “UBER”.
В апреле 2019 года Uber заключила соглашение о покупке акций с PayPal, Inc., в соответствии с которым PayPal купит у компании пакет ее обыкновенных акций стоимостью в $500 млн в ходе частного размещения по первоначальной цене IPO. Продажа акций в ходе частного размещения, регулируется определенными условиями соглашения, куда входят требования к наличию определенных разрешений со стороны регулирующих организаций. Одновременно и при условии завершения процедуры частного размещения Uber и PayPal расширят свое глобальное партнерство посредством приведения в исполнение дополнения к уже существующему между компаниями коммерческому соглашению. Uber и PayPal намерены рассмотреть перспективы сотрудничества в области коммерческих платежей, в том числе и разработку фирменного цифрового кошелька для Uber.
По запросу компании андеррайтеры размещения зарезервировали до 5 400 000 обыкновенных акций, что составляет приблизительно 3% от размещаемых в ходе этого IPO 180 000 000 акций, для продажи по начальной цене публичного предложения по программе прямой покупки акций, ориентированной на ряд определенных водителей в США.
Использование компанией дохода от IPO
Uber ожидает, что ее чистые поступления по завершению IPO и параллельного частного размещения составят приблизительно $8,4 млрд. Главными целями компании в этом размещении являются: создание публичного рынка для обыкновенных акций компании, повышение капитализации и финансовой гибкости. Компания намерена использовать поступления от IPO и параллельного частного размещения в оборотном капитале, а также на другие общекорпоративные нужды, в том числе для финансирования собственных операционных нужд. Кроме того, компания может воспользоваться частью полученных средств для инвестирования в продукты, технологии и бизнесы. Однако и в отношении таких транзакций у компании нет каких-либо текущих обязательств.
Uber собирается использовать часть чистых поступлений от этого IPO для удовлетворения предполагаемых обязательств по удержанию налога и ремитированию в связи с погашением действующих грантами на льготное приобретение акций (restricted stock units, RSU) сотрудниками компании. Ожидается, что общие расходы на погашение обязательств по удержанию налога и ремитированию на 1 мая 2019 г. составляют $1,4 млрд. В зависимости от изменения начальной цены предложения расходы компании на погашение этих обязательств будут меняться, при увеличении цены на $1 компании придется заплатить на $29,7 млн больше, в случае падения цены на $1, снижение расходов компании будет равно тем же $29,7 млн.
Конкуренты компании
В проспекте IPO компания указала следующие фирмы в качестве своих основных конкурентов:
Возможности рынка
Масштаб амбиций Uber, колоссальный размер ее сети и широкий спектр предложений ее платформы обеспечивают для компании рыночные возможности впечатляющих размеров. Компания рассматривает свои рыночные возможности в понятиях общего объема целевого рынка (total addressable market, TAM), который компания надеется охватить в долгосрочной перспективе, и доступный объем целевого рынка (serviceable addressable market, SAM), т.е. объем рынка, доступный компании для обслуживания на данный момент. В квартале, завершившемся 31 декабря 2018 г. компания осуществляла райдшеринговую деятельность в 63 странах, в которых в общей совокупности проживают 4,1 млрд человек.
Рыночные возможности для различных сегментов бизнеса компании:
Personal Mobility
TAM для предложений Uber в сегменте персональной мобильности составляет 11,9 трлн миль в год, что отражает рыночные возможности в размере $5,7 трлн в 175 странах мира. В этот TAM входит пробег всего индивидуального и общественного транспорта в каждой стране мира, в том числе и тех, на рынки которых компания еще не зашла, за исключением 20 стран, в которых компания присутствует за счет миноритарного участия в аффилированных фирмах. Компания предполагает, что эти страны представляют собой дополнительные рыночные возможности, оцениваемую приблизительно в $0,5 трлн.
Текущий SAM для предложений Uber в сегменте персональной мобильности включает в себя 3,9 трлн миль в год, что дает оценку рыночных возможностей в 57 странах в размере $2,5 трлн. Сюда входят только те 57 стран, в которых компания сейчас работает и исключены 6 стран, в которых Uber сталкивается с существенными ограничениями со стороны регулирующих органов. Компания не учитывает в SAM поездки дальше 30 миль, так как абсолютное большинство поездок, совершаемых посредством ее сервисов не превышают этой дистанции. Компания полагает, что, хотя часть поездок, которые она обслуживает, могут оцениваться как осуществленные посредством публичного транспорта, тем не менее она не включает пробег публичного транспорта в свой SAM ввиду серьезных отличий в цене этих видов перевозок.
Uber собирается наращивать текущий SAM путем расширения бизнеса в шести странах: Аргентине, Германии, Италии, Японии, Южной Корее и Испании. На данный момент возможности компании по масштабировать свою деятельность ограничены в этих странах существенными препятствиями со стороны регуляторов. Компания уже предлагает ряд своих райдшеринговых продуктов в некоторых из этих стран и рассчитывает нарастить свое присутствие в них в ближайшем будущем настолько насколько позволит смягчение ограничений регуляторов. Компания полагает, что в отношении поездок с дистанцией менее 30 миль потенциальный рынок шести упомянутых стран составляет 0,8 трлн миль. По расчетам компании это составляет объем потенциального рынка в $0,5 трлн. В проспекте Uber объединяет текущий SAM с приведенным объемом потенциального рынка в один показатель и называет его ближнесрочным SAM. Ближнесрочный SAM подразумевает пробег в 4,7 трлн в год, что составляет рыночные возможности в размере $3 трлн в 63 странах мира. В Uber убеждены, что компания только начинает свой путь, ведь в 2018 г. ее пользователи провели в поездках, организованных с помощью сервисов компании, только 26 млрд миль и дает основания полагать, что ближнесрочный SAM компании охвачен менее чем на 1%.
Доставка еды
По данным аналитической фирмы Euromonitor International, в 2017 г. глобальные расходы на услуги, связанные с питанием, куда входят полносервисные рестораны, рестораны с ограниченным обслуживанием, кафе и бары, а также другие предприятия общепита, составили порядка $2,8 трлн. Компания полагает, что из этого объема ее предложение Uber Eats обслуживает долю в $795 млрд — это сумма, которую потребители истратили в 2017 году на еду с доставкой на дом, еду-на-вынос, покупку еды «на ходу» по всему миру у вышеперечисленных предприятий. Рынок доставки на дом, доля которого в глобальных расходах на услуги предприятий общепита составляет 161 млрд, с 2013 года рос с годовыми темпами в 77%, что значительно опережает темпы роста рынка услуг общественного питания, который рос с темпами лишь 5% за тот же период. Компания ожидает, что рынок доставки еды на дом будет продолжать расти ввиду того удобства, которое этот сервис предоставляет потребителям. В Uber считают, что с учетом $7,9 млрд валовой выручки Uber Eats за отчетный год, закончившийся 31 декабря 2018 г., компании удалось охватить 1% от этого 795-миллиардного рынка.
Компания также полагает, что поскольку все больше потребителей предпочитает заказывать готовую еду из ресторанов, сервис доставки еды на дом может охватить часть расходов на посещение ресторанов, которые в общей совокупности оцениваются в $2 трлн. Таким образом, по оценкам компании, их TAM составляет все $2,8 трлн, которые потребители тратят в розничных ресторанах. Однако, учитывая тот факт, что расходы в ресторанах часто связаны с самим опытом употребления пищи в специально приспособленном для этого месте, компания не рассчитывает на охват всех расходов на еду, включенных в ее ТАМ. По оценке Euromonitor International, расходы на розничную магазинную торговлю продуктами в 2017 г. составили $6,3 трлн. Хотя компания не включает эти расходы в расчеты своей TAM, она полагает, что Uber Eats может охватить часть расходов на продукты с помощью сервиса доставки еды.
Uber Freight
По данным American Trucking Associations, в 2017 г. предприятия потратили $700 млрд на перевозку грузов в США, что, по мнению Uber, представляет собой SAM для ее предложения Uber Freight. Uber Freight в настоящее время ориентирован на сегмент американского рынка, сформированный расходами на фрахтовую перевозку грузов, которые по оценке консалтинговой фирмы Armstrong & Associates в 2017 г. составили $72 млрд. Компания полагает, что рынок бизнес-логистики движется к модели логистики-по-требованию, о чем свидетельствует рост фрахтового сегмента с 1995 по 2017 гг. с CAGR превышающим 11%. Uber полагает, что смогла охватить менее чем 0,1% от этого $700-миллиардного рынка, учитывая что валовая выручка Uber Freight составила $359 млн за отчетный год, закончившийся 31 декабря 2018 г.
В настоящее время Uber Freight работает только в США, однако, в марте 2019 года Uber объявила о запуске Uber Freight в Европе. По данным Armstrong & Associates, европейский рынок грузовых автоперевозок в 2017 г. составил $600 млрд. Armstrong & Associates оценивает глобальный рынок грузовых автоперевозок в $3,8 трлн в 2017 г., компания полагает, что эта сумма представляет ее TAM, поскольку она убеждена, что ее охват этого рынка со временем увеличится.
Недавние операционные результаты (предварительные и неаудированные)
В последующей информации отражаются предварительные финансовые оценки деятельности Uber на основе имеющихся в настоящее время данных. Компания предоставила информацию в виде диапазонов, а не конкретных сумм, главным образом потому, что процедура формирования финансовой отчетности за три месяца, предшествовавших 31 марта 2019 г., еще не завершена, и, как следствие, окончательные финансовые показатели компании за этот период могут отличаться от предварительных оценок.
Компания оценивает свою выручку за три месяца, предшествующих 31 марта 2019 г., в диапазоне от $3 до $3,1 млрд, тогда как за три месяца, предшествовавших 31 марта 2018 г. она составила $2,6 млрд. Компания ожидает, что ее валовая выручка (до выплат причитающейся водителям доли) за период в три месяца, предшествующих 31 марта 2019 г. будет находиться в диапазоне от $14,4 до $14,7 млрд, тогда как за три месяца, предшествовавших 31 марта 2018 г. она составила $10,9 млрд, что дает оценочный рост в диапазоне от 33% до 35%. Оценочное увеличение валовой выручки главным образом было обусловлено ростом на 33% за тот же период ежемесячных активных пользователей (monthly active platform consumers, MAPC) платформы Uber, что привело к увеличению числа поездок на 36%. Компания оценивает свои чистые убытки три месяца, предшествующих 31 марта 2019 г. в диапазоне от $1 до $1,1 млрд, тогда как чистый доход за три месяца, предшествовавших 31 марта 2018 г., приписываемый Uber, составляет $3,7 млрд. Рост ожидаемой суммы чистых убытков связывается с инвестициями в платформу, среди прочих расходов здесь учитывается также и рост расходов на поощрение и продвижение. Кроме того, на показатель чистого доход за три месяца, предшествовавших 31 марта 2018 г., повлияли поступления в размере $3,2 млрд от продажи активов в России и СНГ и Юго-Восточной Азии, а также нереализованная прибыль в размере $2 млрд от инвестиций в Didi за тот же период.
Рыночные цели компании
Uber стремится повысить охват существующих рынков райдшеринговыми предложениями. Широкий объем возможностей на целевом рынке компании свидетельствует о том, что с общая дистанция поездок, совершенных в 2018 г. посредством платформы Uber, составляет лишь менее 1% от совокупного расстояния поездок дальностью менее 30 миль, совершенных в странах где она работает. Компания убеждена, что способна нарастить количество поездок, совершаемых посредством ее фирменных райдшеринговых продуктов, и постепенно замещать личный автотранспорт и общественный транспорт, в том числе благодаря регулярным инвестициям в такие малобюджетные райдшеринговые варианты как Uber Bus и Express POOL. Кроме того, в Uber полагают, что компания будет способна более эффективно действовать на рынке поездок на расстояние более 30 миль по мере того, как будет расти долгосрочная ценовая конкурентоспособность их продуктов из сегмента Personal Mobility в сравнении с расходами на пользование личным автотранспортом.
Uber планирует распространять предложение Personal Mobility на новые рынки. Ввиду действующих норм регулирования фирменные предложения из сегмента Personal Mobility не представлены в Аргентине, Германии, Италии, Японии, Южной Корее или Испании, — в странах в которых проживает в общей совокупности более 400 миллионов человек, суммарная дальность осуществляемых поездок составляет 0,8 трлн миль, а потенциальный объем целевого рынка – $0,5 трлн. Компания настолько намерена расширяться на каждом из этих рынков, насколько это разрешено правилами и нормами регулирования, и по мере запуска продуктов, в наибольшей степени соответствующим требованиям местных норм. Компания полагает, что популярность Uber Eats, сервиса доступного в Японии, Италии, Южной Корее и Испании, свидетельствует о том, что в этих странах существует спрос на платформу и бренд Uber. Вдобавок, у компании есть широкая возможности по запуску дополнительных продуктов сегмента Personal Mobility в 700 городах, в которых она уже работает на сегодняшний день. Например, по состоянию на 31 декабря 2018 года, UberPOOL, бездоковые электро-велосипеды и электро-скутеры доступны только в 46, 12 и 4 городах, соответственно.
Uber собирается продолжать инвестировать в Uber Eats и расширять географию охвата этого сервиса и номенклатуру предлагаемых продуктов в его рамках. Компания планирует расширить географический охват сервиса Uber Eats с 500 до 700 городов, в которых она уже предлагает продукты сегмента Personal Mobility. Компания обладает обширным опытом работы в этих городах, и ее руководство полагает, что этот опыт позволит Uber быстро запустить и развивать Uber Eats. Кроме того, компания планирует продолжать наращивать капиталовложения в операции в городах, в которых сервис уже представлен, чтобы увеличить количество ресторанов, водителей и потребителей на своей платформе. Также компания планирует рассмотреть возможность выхода на новые вертикали индустрии продуктов питания в рамках предложения Uber Eats, например, розничную торговлю продовольствием, и работать с различными типами поставщиков продуктов питания, такими как «облачные кухни» (основное отличие от обычного ресторана — отсутствие зала, еда заказывается онлайн, готовится на кухне и затем доставляется на дом).
Uber рассчитывает осуществлять целевые инвестиции и приобретения. Компания намерена продолжать расширять свою платформу за счет приобретений и стратегических партнерств. В марте 2019 года компания заключила соглашение о покупке практически всех активов Careem и согласилась взять на себя практически все обязательства приобретаемой фирмы. Uber ожидает, что приобретение Careem существенно расширит ее присутствие на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Пакистане. По мнению ее руководства, эти рынки привлекательны своими размерами и потенциалом роста, обусловленным технической подкованностью широких слоев населения, высоким уровнем распространенности смартфонов, низкими показателями распространенности личного автотранспорта и наличием сообществ, разрабатывающих следующее поколение средств транспортировки, призванных обслуживать потребности стремительно растущего населения. Цена приобретения составляет приблизительно $3,1 млрд, в эту сумму включены конвертируемые облигации Careem стоимостью $1,7 млрд и приблизительно $1,4 млрд наличностью. Эти суммы могут быть впоследствии откорректированы. В 2018 г. компания также приобрела JUMP, чтобы интегрировать бездоковые электро-велосипеды в свою платформу, а также orderTalk для обеспечения наилучшей интеграции Uber Eats с системами кассовых терминалов в ресторанах.
Uber задействует потенциал своей платформы для запуска новых продуктов. Компания убеждена, что может продолжать решать сложные задачи посредством инноваций и планирует использовать свою чрезвычайно широко модифицируемую платформу для запуска дополнительных продуктов. Обширная сеть пользователей платформы, передовые технологии, высокое качество работы и опыт создания продуктов позволяют компании внедрять новые функции и реагировать на отклики пользователей в реальном времени путем быстрого, эффективного и масштабируемого внесения необходимых изменений в функции. Такой уровень оперативности, как полагает руководство компании, не могут обеспечить ее конкуренты. По состоянию на 31 декабря 2018 г. бездоковые электро-велосипеды и электро-скутеры были доступны в 12 и 4 городах, соответственно. На некоторых рынках компания также начала интегрировать общественный транспорт в свое предложение Personal Mobility, чтобы разнообразить варианты поездок по более низким ценам, кроме того компания рассматривает возможности расширения своего предложения Uber Eats.
Uber будет повышать вовлеченность клиентов и водителей. Платформа компании продолжает развиваться и вводятся программы поощрений, которые должны предложить больше выгод водителям и потребителям. Например, в октябре 2018 г. компания расширила действие программы Ride Pass на потребителей в некоторых городах США. Ride Pass — это сервис подписки с ежемесячной абонентской платой, который гарантирует покупателям постоянные скидки на любую поездку. Компания также запустила для потребителей программу Uber Rewards, действие которой распространяется на фирменные предложения Personal Mobility и Uber Eats. Эта программа имеет четыре уровня членства в зависимости от степени интенсивности пользования потребителем продуктов компании. Каждый уровень членства предлагает свои преимущества, в том числе гибкость при отмене поездок, снижение цен при поездках между избранными локациями и приоритет при вызовах такси в аэропортах. Эти поощрения также включают в себя электронный кошелек Uber Cash, который потребители могут использовать для оплаты поездок или заказов в Uber Eats. Для водителей Uber недавно представил в бета-режиме программу поощрений Uber Pro в восьми городах США. Компания рассчитывает, что Uber Pro предоставит водителям возможность увеличить свой заработок, получить скидки на техобслуживание автомобилей и бензин, а также получить полное покрытие расходов на получение степени бакалавра или сертификата без степени в онлайн-подразделении Университета штата Аризона.
Uber продолжит инвестировать и расширять Uber Freight. Компания убеждена, что Uber Freight представляет собой большие, развивающиеся возможности, и руководство компании намерено с течением времени наращивать инвестиции в расширение этого предложения, а также запуск этого предложения в дополнительных географических регионах. Индустрия грузовых перевозок сегодня сильно фрагментирована и крайне неэффективна. Грузоотправителям может потребоваться несколько часов, а иногда и дней, чтобы найти грузовик и водителя для отправки грузов, причем большая часть процесса согласования и заключения сделки осуществляется по телефону или по факсу. Сектор закупок сильно фрагментирован, при этом традиционные игроки полагаются на местные или региональные офисы для бронирования поставок. Перевозчику одинаково трудно найти и забронировать грузы, подходящих для его бизнеса, он тратит часы на телефонные переговоры, согласовывая цены и условия. Эта неэффективность отрицательно сказывается как на грузоотправителях, так и на перевозчиках, и в целом способствует увеличению количества «пустопорожних» миль, которые проезжает перевозчик между точками доставки/загрузки. Согласно опросу среди американских наемных перевозчиков, проведенному American Transportation Research Institute в октябре 2018 г., в США на «пустопорожние» мили приходится около 20% миль, пройденных перевозчиками. Uber Freight значительно снижает потери в логистической индустрии, предоставляя платформу «по-требованию» для автоматизации и ускорения сквозных логистических операций. Uber Freight сводит вместе перевозчиков с наиболее подходящими им грузами, которые доступны на платформе компании, и обеспечивает перевозчиков прозрачным ценообразованием и возможностью забронировать груз одним нажатием кнопки.
Uber продолжает вводить новшества и изменять свои продукты, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности пользователей платформы. Так, компания запустила на некоторых рынках Instant Pay, чтобы водители могли выводить свою прибыль из системы до пяти раз в день, также компания рассматривает возможность дальнейших новаций с функциями электронного кошелька и денежного перевода. Кроме того, Uber разработала облегченную версию приложения, ориентированную на использование в развивающихся рынках, и позволяющую потребителям в регионах с ограниченными ресурсами или пропускной способностью сети получить доступ к райдшеринговым продуктам компании и использовать их. Компания также стремится завоевать лояльность пользователей платформы путем внедрения дифференцированных функций безопасности, которые совершенствуют и улучшают работу платформы — это функции Ride Check и Safety Toolkit.
Uber будет вкладывать новые средства в перспективные технологии, в том числе в технологию автономных транспортных средств. Компания убеждена, что технология автономных транспортных средств позволит создать продукт, который будет обладать конкурентным преимуществом в сравнении со стоимостью владения и пользования личным автотранспортом, а также будет представлять собой будущее перевозок. Компания вкладывает крупные средства в технологию автономных транспортных средств, а также в Uber Elevate, проект, которая должен изменить мир посредством полномасштабного воздушного райдшеринга. Первоначальные усилия компании в рамках проекта Uber Elevate сосредоточены на совместном воздушном сообщении между пригородами и городами и в конечном счете предполагается, что реализация этого проекта должна решить задачу воздушного транспорта в городах. В настоящее время Uber совместно со своими партнерами по Elevate Network работает над запуском флотилий небольших электрических самолетов вертикального взлета и посадки в нескольких городах по всему миру. В 2018 г. компания израсходовала $457 млн на исследования и разработки подразделения Advanced Technologies Group (специализируется на технологии беспилотного автомобиля), а также других технологических программ, в том числе и Uber Elevate. Компания также продолжит сотрудничать с OEM-производителями и другими технологическими компаниями, чтобы как можно скорей внедрить технологии беспилотных транспортных средств на собственной платформе. Так, например, Uber заключила партнерские соглашения такими OEM-изготовителями, как Toyota, Volvo и Daimler, что должно позволить компании запустить в использование автомобили этих производителей с фирменной технологией автономного вождения.
Преимущества компании Uber
У Uber внушительная сеть пользователей. Огромная, эффективная и интеллектуальная сеть компании состоит из десятков миллионов водителей, потребителей, ресторанов, грузоотправителей, перевозчиков и бездоковых электро-велосипедов и электро-скутеров, а также базовых данных, технологий и совместной инфраструктуры. Сеть Uber становится умнее с каждой поездкой. В более чем 700 городах по всему миру сеть компании одним нажатием кнопки обеспечивает транспортировку для миллионов людей, и руководство Uber надеется, что в конечном счете ее платформой будут пользоваться миллиарды людей. Каждый узел, который компания добавляет в свою сеть, повышает ее ликвидность, и компания намерена продолжить добавлять все больше водителей, потребителей, ресторанов, грузоотправителей, перевозчиков, бездоковых электро-велосипедов и электро-скутеров. Кроме того, компания надеется добавить в свою сеть автономные транспортные средства, беспилотные летательные аппараты и транспортные средства вертикального взлета и посадки, а также другие перспективные инновации.
У Uber лидирующие на рынке технологии. Компания создала собственный маркетплейс, технологии маршрутизации и платежей. Технология маркетплейса является стрежнем технологического преимущества компании перед конкурентами и в свою очередь включает в себя технологии прогнозирования спроса, сопоставления и диспетчеризации и ценообразования.
Uber отличается высокой хозяйственной эффективностью. Региональные оперативные подразделения компании используют свои обширные знания о специфике рынка, на котором работают, для быстрого запуска и масштабирования фирменных продуктов в городах, поддержки водителей, потребителей, ресторанов, грузоотправителей и перевозчиков, а также для построения и улучшения отношений с городами и регулирующими организациями.
У Uber уникальный комплект компетентностей. Продукты компании создаются высококвалифицированными сотрудниками, что позволяет Uber устанавливать стандарты для сферы перевозок «по-запросу», обеспечивать пользователей платформы контекстным, интуитивно понятным интерфейсом, постоянно совершенствовать функции и функциональные возможности платформы, а также обеспечивать информационную безопасность и доверие к продуктам компании.
Риски компании
Индустрии персональных перевозок, доставки еды и логистики, на которых работает Uber, являются высококонкурентными, с закрепившимися и недорогими альтернативными предложениями, которые доступны уже долгое время, низкими барьерами для входа, низкими издержками переключения между поставщиками предложений, а также присутствием хорошо обеспеченных конкурентов почти во всех основных географических регионах. Если компания не сможет эффективно конкурировать в этих индустриях, — это негативно отразится на ее бизнесе и финансовых перспективах.
В прошлом Uber снижала и может продолжить снижать тарифы или плату за услуги, чтобы оставаться конкурентоспособными на определенных рынках, кроме того, компания в прошлом предлагала и может продолжить предлагать существенные материальные стимулы для водителей, скидки и акции для потребителей, — все это может отрицательно сказаться на ее финансовых показателях.
Uber показывала значительные убытки с самого момента своего основания, в том числе в США и на других крупных рынках. Компания ожидает, что ее операционные расходы значительно увеличатся в обозримом будущем и у нее может не получиться выйти в прибыль. В годы, закончившиеся 31 декабря 2017 и 2018 гг. компания показала операционные убытки в размере $4 и $3 млрд, по состоянию на 31 декабря 2018 г. ее накопленный дефицит составил $7,9 млрд. Чтобы выйти в прибыль на многих из своих крупнейших рынков, в том числе в США, компания должна производить и поддерживать повышенный уровень выручки, а также пропорционально сокращать расходы в будущем. Впрочем, даже если у компании получится это сделать, нет гарантии, что она сможет поддерживать этот уровень прибыльности или выйти на новый, более высокий. По мере распространения компанией своих предложений на дополнительные города, ее предложения в этих городах могут становиться непривычно менее прибыльными. Таким образом, может оказаться, что Uber не в состоянии достичь или сохранить прибыльность в ближайшем будущем, либо вообще когда-либо. Кроме того, компания может не добиться той операционной эффективности, которой она рассчитывает достичь после приобретения Careem, и в будущем может продолжить нести существенные операционные убытки на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Пакистане.
Бизнес Uber пострадает, если ее водителей будут классифицировать как наемных работников, а не независимых подрядчиков. Статус водителей как независимых подрядчиков в настоящее время оспаривается в судах и правительственных учреждениях в США и за рубежом. Вдобавок, расходы, связанные с защитой, урегулированием или разрешением находящихся на рассмотрении и будущих судебных процессов (включая требования об арбитраже), касающихся статуса водителей, как независимых подрядчиков, могут оказаться существенными для бизнеса компании. Например, в марте 2019 года Uber достигла предварительных соглашений в коллективных исках «О’Коннор и другие против Uber Technologies, Inc.», а также «Юджесой против Uber Technologies, Inc., и других», в соответствии с которыми компания согласилась выплатить $20 млн водителям, которые заключили с ней контракты в Калифорнии и Массачусетсе, но при этом не были заключены арбитражные соглашения. Эти водители требовали от компании возмещения убытков, понесенных ими ввиду ошибочной классификации водителей, как независимых подрядчиков. Предварительное соглашение подлежит окончательному утверждению в июле 2019 года. Кроме того, более 60 тыс. водителей, заключивших с компанией арбитражные соглашения, подали (или выразили намерение подать) арбитражные иски против Uber, в которых выдвигают аналогичные требования. Для компании эти арбитражные требования могут обернуться значительными издержками.
Если Uber не сможет привлечь или поддерживать необходимое количество водителей, потребителей, ресторанов, грузоотправителей и перевозчиков, ввиду конкурентной борьбы или других факторов, то ее платформа станет менее привлекательной для пользователей, а финансовые показатели изменятся в отрицательную сторону.
Корпоративная культура Uber и ее ориентированный на будущее подход вызвали затруднения операционного, нормативного и культурного толка и неспособность разрешить эти затруднения отрицательно скажется на бизнесе компании, ее финансовом состоянии, результатах операционной деятельности и перспективах. Недавние изменения в культурных стандартах компании, а также в составе ее руководства, соответствие принципам прозрачности и сотрудничества и т.д. могут оказаться провальными, регуляторы могут продолжать воспринимать компанию негативно, что отрицательно повлияет на ее бизнес, финансовое состояние, результаты операционной деятельности и перспективы.
Поддержка и укрепление бренда и репутации Uber имеет решающее значение для деловых перспектив компании. Ранее компания стала объектом пристального внимания со стороны СМИ, что в 2017 г. выразилось в отрицательной публичности для бренда и репутации в особенности. Неудачи в попытках реабилитировать свой бренд и репутацию приведет к плачевным последствиям для бизнеса компании.
Если пользователи платформы Uber поучаствуют в преступной, насильственной, предосудительной или опасной деятельности, либо подвергнутся ей, то способность компании привлекать и удерживать водителей, потребителей, рестораны, грузоотправителей и перевозчиков может пострадать, что в свою очередь может привести к негативным последствиям для репутации компании, ее бизнеса, финансового состояния и результатов операционной деятельности.
Бизнес Uber в существенной степени зависим от операций за пределами США, в том числе на рынках, на которых компания имеет лишь ограниченный опыт работы. Если у нее не получится на международных рынках эффективно управлять рисками, которые воспроизводит бизнес-модель компании, то это негативно скажется на ее финансовой результативности и перспективах роста. По состоянию на конец квартала 31 декабря 2018 г., компания работала в более чем 63 странах, и на рынки за пределами США приходилось примерно 74% всех поездок, осуществляемых с помощью ее сервисов. Компания имеет ограниченный опыт работы во многих юрисдикциях, расположенных за пределами Соединенных Штатов, но она осуществляет и надеется и впредь осуществлять существенные капиталовложения в расширение своего международного присутствия и борьбу с местными конкурентами.
Uber имеет ограниченное влияние на фирмы, в которых выступает миноритарным собственником, такие как Didi, Grab и Yandex, что подвергает компанию существенному риску, который может подразумевать потенциальное снижение стоимости этого актива.
Значительный процент валовой выручки Uber поступает от поездок в крупных мегаполисах и поездок в/из аэропортов. Если деятельность компании в крупных мегаполисах или ее способность обеспечивать поездки в/из аэропортов подвергнутся негативным воздействиям, то это отрицательно скажется на финансовых результатах деятельности компании и перспективах ее будущего роста.
Если Uber окажется не в состоянии разработать и успешно коммерциализировать технологии автономных транспортных средств, или она окажется не в состоянии разработать такие технологии раньше, чем их конкуренты, или если такие технологии не покажут себя должным образом, уступят таковым у конкурентов или будут восприниматься как менее безопасные, чем предложения конкурентов или обыкновенные транспортные средства, то это негативно скажется на финансовых показателях компании и перспективах ее роста.
Бизнес Uber зависим от совместимости ее платформы с устройствами, операционными системами и сторонними приложениями, которые компания не контролирует.
Компьютерные вредоносные программы, вирусы, спам и фишинговые атаки могут нанести ущерб репутации Uber, ее бизнесу и результатам операционной деятельности.
В настоящее время Uber полагается на ограниченное количество сторонних поставщиков для размещения значительной части инфраструктуры своей платформы. Любые перебои или задержки в предоставлении услуг со стороны этих поставщиков могут нарушить поставку продуктов и предложений компании, а также и нанести ущерб ее бизнесу.
У Uber существенные обязательства по долгам и в будущем может компания может инициировать дополнительные долговые обязательства. Платежи по задолженности могут ограничить доступные компании средства, а условия кредитования могут ограничивать ее гибкость в ведении бизнеса. По состоянию на 31 декабря 2018 года общая сумма непогашенной задолженности составляла $7,5 млрд, в том числе $1,8 млрд непогашенных конвертируемых облигаций (2021) и $1 млрд непогашенных конвертируемых облигаций (2022). Компания предполагает, что конвертируемые облигации будут преобразованы в обыкновенные акции в связи с текущим размещением. Кроме того, Uber согласилась выпустить конвертируемые облигации (Careem) на сумму до $1,7 млрд в пользу акционеров Careem, большая часть которых будет выпущена после завершения процедуры приобретения Careem. ОТ компании может потребоваться задействовать значительную часть денежных поступлений от операционной деятельности, чтобы выплачивать проценты по долгу, а также погасить основную сумму задолженности.
Потенциальная сделка по приобретению Careem влечет за собой ряд рисков и неопределенностей, среди которых, в частности, присутствует потребность в получении одобрения антимонопольных государственных органов на определенных рынках, на которых работает Careem, и Uber не может гарантировать, что сможет своевременно получить разрешение на каком-либо одном, либо всех этих рынках. Хотя Careem согласилась на снижение покупной цены в случае, если компании не удастся заручиться одобрением регулирующих органов на некоторых или всех рынках, на которых работает Careem, любое такое снижение будет ограничено максимальным размером скидки в 15% от общей стоимости покупки. Кроме того, 10% от общей стоимости покупки будет подлежать удержанию в течение ограниченного периода времени после закрытия сделки, чтобы удовлетворить любые потенциальные требования по возмещению убытков. Таким образом, Uber будет должна заплатить как минимум 75% от общей стоимости покупки по закрытию сделки, вне зависимости от того, какие разрешения компания сможет получить до даты закрытия. Кроме того, часть (либо все) держателей конвертируемых облигаций Careem могут отказаться от конвертации своих облигаций в обыкновенные акции в любой момент времени до наступления срока их погашения (90 дней после выпуска), и в этом случае компании придется погасить свои облигации наличностью.
Предоставление или эксплуатация продуктов и предложений Uber все еще может блокироваться или ограничиваться в определенных юрисдикциях, и от компании может потребоваться изменить свою бизнес-модель в этих юрисдикциях. В некоторых юрисдикциях, в том числе на таких ключевых рынках, как Аргентина, Германия, Италия, Япония, Южная Корея и Испания, — в этих юрисдикциях райдшеринговая бизнес-модель компании была либо заблокирована, либо ограничена, либо приостановлена, либо компания была вынуждена изменить свою бизнес-модель, главным образом под влиянием законов и значимых нормативных ограничений. В некоторых случаях Uber подавала заявки на получение лицензий, либо получала лицензии и разрешения на работу и должна продолжать соблюдать соответствующие требования, либо рисковать отзывом лицензий. Кроме того, у компании может не получиться поддерживать или продлевать любую подобную лицензию или разрешение.
Бизнес Uber подвержен многочисленным юридическим и нормативным рискам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на бизнес компании и перспективы ее роста. Платформа компании доступна в более чем 700 городах в 63 странах. Компания вынуждена подчиняться различным, а иногда противоречащим друг другу законам и правилам в различных юрисдикциях, в которых она работает.
Uber может столкнуться с юридическими рисками, связанными с новыми док-станциями для электро-велосипедов и электро-скутеров, что может привести к непредвиденным расходам и увеличению долговой нагрузки.
В настоящее время в некоторых городах и муниципалитетах на бездоковые электро-велосипеды и электро-скутеры Uber распространяются эксплуатационные ограничения или лимиты.
В настоящее время в отношении Uber отправлен ряд запросов о предоставлении информации, а также осуществляется ряд расследований Министерством юстиции США и другими американскими и иностранными правительственными учреждениями, негативные результаты которых могут нанести ущерб бизнесу компании.
Предполагается, что Uber примет на себя существенные обязательства в связи с уплатой налогов по первоначальному погашению RSU, связанному с этим IPO. Способ, которым компания финансирует эти налоговые обязательства, может оказать негативное влияние на ее финансовое состояние или разводнить доли ее акционеров в этом размещении.
Концентрация собственности на обыкновенные акции Uber в руках руководства компании и ее крупнейших акционеров может ограничить возможности новых акционеров влиять на принятие важных корпоративных решений, в том числе слияния, консолидацию активов или продажу активов компании — частичную, либо полную. По завершению этого предложения руководство компании, а также действующие владельцы пакетов ее акций размером в 5% или более в общей совокупности будут владеть приблизительно 44,7% всех находящихся в обращении обыкновенных акций компании, при условии, что опцион до размещения не будет задействован андеррайтерами. Эти лица, действуя сообща, смогут оказывать существенное влияние на принятие всех решений, требующих одобрения со стороны акционеров. Кроме того, некоторые из акционеров компании, в том числе SoftBank (крупнейший акционер Uber), Alphabet и Didi, вкладывали значительные суммы в некоторых конкурентов компании, в будущем эти инвесторы могут нарастить доли текущих вложений или осуществить новые. Следовательно, интересы этой группы акционеров могут не совпадать с интересами других акционеров компании.
Наша оценка IPO Uber
Компания основана в 2009 году. Основатель: Тревис Каланик, генеральный директор: бывший экс-руководитель Expedia Inc. Дара Хосровшахи.
В настоящее время суммарная стоимость активов компании составляет около $24 млрд. Свободный денежный поток компании составляет $6,4 млрд. Суммарные обязательства составляют $17,2 млрд. За последние два года (8 кварталов) компания имеет отрицательную операционную прибыль.
Предварительные инвест-раунды компании Uber: январь 2016 года – $62 млрд, июнь 2016 года – $76 млрд, октябрь 2018 год — $120 млрд. За все время было проведено 23 раунда на общую сумму $24,7 млрд.
Оценка капитализации около $73-84 млрд. Размещаемая доля на IPO около 13%.
В последние месяцы перед публикацией S-1 стоимость акций до IPO варьировалась от $40 до $63 за акцию, а объем предложения достигал $300 млн.
На текущий момент спрос на акции превышает предложение в ~7 раз. Основная масса заявок расположена в заявленном диапазоне. Крайний отчет Lyft, который опубликовали 7 мая, вышел хуже ожиданий, о чем мы написали в нашей статье. Выручка $779 млн выше прогноза в $740 млн. Огромные убытки выше всех ожиданий -$1,14 млрд, скорректированный убыток на акцию — $9,02 в сравнении с самым худшим из прогнозов в $4,85. Основную долю убытка принесли выплаты по акциям и топ менеджерам, у кого были опционы на покупку акций.
Это может негативно повлиять на принятие решения об участии инвесторов в IPO Uber. Торги по акциям UBER начнутся 10 мая.
Компания на наш взгляд в долгосрочной перспективе (3-5 лет) может быть привлекательна, но участие в IPO мы пропускаем.
Исходя из балансовой стоимости компании, а также планов руководства произвести листинг акций на бирже NYSE, на наш взгляд справедливая стоимость компании Uber находится в пределах диапазона цен 20-24$ за акцию. При этом мы не исключаем возможность увидеть стоимость акций в диапазоне цен 53-55$ за акцию, а цену размещения в диапазоне 47-48$ за акцию.