Last Updated on 2023-10-09 by viktor
Еще 13 марта 2019 года аналитик банка Goldman Sachs Девид Тамберрлино направил клиентам банка рекомендацию по продаже акций компании Tesla, на тот момент стоимость акции составляла 289$. Рекомендации опирались на собственные наблюдения специалистов Goldman Sachs за продажами электрокаров Tesla. Полученные данные свидетельствовали, что компания не сможет продать за первые три месяца нового года запланированные ранее объёмы автомобилей и, следовательно, её выручка окажется ниже прогнозируемой. Текущий год становится для компании Tesla годом возможного банкротства компании, пока ставки на банкротство Теслы (CDS-деривативы) достигли 673 пунктов, что означает вероятность 10% в ближайший год, а в перспективе ближайших 5 лет вероятность банкротства составляет 46%.
Дальше больше, 24 марта 2019 года, Американский Value Investors Club опубликовал аналитический доклад о перспективах Tesla. Коротко прогноз звучит так: во втором квартале акции подешевеют до 200 долларов, после чего случится маржин-колл — кредиторы, выдавшие ссуды под залог этих бумаг, потребуют досрочного возврата денег. Инвесторы начнут массовый сброс акций, котировки рухнут до 50 долларов, и компания фактически обанкротится. Помимо этого, клуб инвесторов, назвал компанию пирамидой, действующей по классической схеме Понци. Клуб инвесторов оказался прав насчет прогноза стоимости, действительно на текущий момент акции торгуются ниже уровня в 200$ за акцию.
На наш взгляд, помимо вышеуказанных прогнозов, одними из основных причин столь сильного снижения стоимости акций, которые потеряли почти половину своей стоимости с середины декабря, стали:
- Действия генерального директора компании Илона Маска, заявления которого часто не согласуются с последующими реальными действиями (Твиттере Илон Маск сообщил, что производитель электромобилей закроет большинство магазинов и перейдет к продажам только через интернет, как ожидается это сократит расходы на 6%, это заявление было сделано примерно через месяц после выхода новости о том, что компании увеличит количество шоу-румов в США. Однако ни того, ни другого не случилось.)
- Несколько ДТП с участием автомобилей Tesla под управлением системы Autopilot, которая со слов руководства компании полностью автономна и позволяет ехать без управления человеком. Одной из причин этого стал отказ Tesla от лидарных радаров, которые дают системе автопилота трехмерную картину окружающего мира для предотвращения столкновения и в целом для безопасной езды. Ранее Tesla неоднократно критиковалась специалистами индустрии беспилотных автомобилей за свой подход к автоматизации вождения.
- Во второй половине апреля в Шанхае из-за неполадок в батарее, на парковке вспыхнул автомобиль Tesla, повредив при этом рядом стоящие автомобили. Примечательно, что после того, как автомобиль потушили и погрузили на эвакуатор, он загорелся снова.
- По данным недавнего исследования, при производстве электромобилей в воздух выбрасывается гораздо больше углекислого газа, чем от работы дизельного двигателя на обычных машинах в период его эксплуатации.
- В апреле, за несколько дней до объявления о результатах компании за 1-й квартал 2019 года, 4 из 11 членов совета директоров покинули свой пост.
- Генеральный директор компании Илон Маск несколько раз заявлял, что компании больше не понадобится привлечение дополнительных средств инвесторов, однако 3 недели назад компания вновь привлекла $2,7 млрд. Облигации компании с высокой доходностью на сумму в $1,8 млрд, подлежащие погашению в 2025 году, с купоном в 5,3% ослабли на европейских торгах, цена упала ниже 82 центов на доллар, а доходность выросла до 9,16% после достижения рекордно высокого уровня в 9,25%.
- Спрос на автомобили компании упал примерно на треть, Тесла сообщила, что она поставила только 63 000 автомобилей в 1-м квартале 2019 года, по сравнению с более чем 90 000 кварталом ранее. Больше всего беспокоит то, что за этот период компания поставила только 12 100 своих высокодоходных автомобилей Model S и Model X — на 56% ниже и на 44% в годовом исчислении.
- Мегафабрика в Китае, после запуска которой могла бы снизится себестоимость производства автомобилей пока не достроена. При текущем состоянии торговой войны мы не исключаем, что фабрика может быть и не достроена вообще, так как в Китае ключевые СМИ говорят о «народной войне».
Кроме как цинизмом и глумлением над компанией, трудно назвать и недавние действия Morgan Stanley, еще в начале месяца один из ведущих брокеров США помогал привлечь вышеуказанные средства в размере $2,7 млрд для поддержки жизнедеятельности компании, а уже 21 мая аналитик компании Адам Джонас допустил возможность снижения стоимости акции компании до $10, и предположил, что следующим шагом для Tesla является внесудебная реструктуризация долга и / или банкротство. По словам Илона Маска, деньги будут потрачены на финансирование текущей деятельности, что может означать, что компания столкнулась с дырой в капитале (кассовым разрывом), и данными средствами пытается заткнуть эту течь.
Мы считаем, что рассчитывать на восстановление стоимости акции в ближайшее время не стоит, так как фундаментальных основ как для увеличения выручки, так и для увеличения прибыли пока у компании нет. Также стратегия компании остается неизменной, несмотря на меняющиеся условия рынка. В ближайшем квартале компания вряд ли сможет превзойти ожидания аналитиков, а в течение года вряд ли сможет показать прибыль. На наш взгляд, стоимость акции будет торговаться в широком диапазоне от $175 до $225.